Выбрать страницу

000000000055555

 

Считается, что в возрасте 4-5 лет мозг утрачивает способность автоматически осваивать грамматику языка. Что я имею ввиду под грамматикой в данном случае? Рассмотрим пример на русском:

Прочитайте с выражением 🙂

Людмила Петрушевская. Лингвистические сказочки

ПУСЬКИ БЯТЫЕ (1984)

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Как вы думаете, что тут произошло? По-моему, все понятно! Некое существо женского рода с ее детишками шли по некой местности и увидели другое (видимо, более мелкое животное).. остальное расшифровать тоже не составляет труда.

Эта сказка показывает, как, не смотря на то, что слова содержат несуществующие корни, наша подкорковая грамматика (не та, что в школе — «жи-ши», а внутренняя) вполне справляется с расшифровкой происходящего по грамматическим конструкциям и делаем выводы о картинке из контекста. Мы эту грамматику «чувствуем» внутри, не успевая разобрать на подлежащее-сказуемое и не анализируя суффиксы и формы глаголов.

Оригинал статьи можно прочитать тут.